Пресс-центр

АО "ОДК-Авиадвигатель" отметило 80-летний юбилей

3 Января 2020

Отшумели новогодние праздники, и россияне дружно, без раскачки взялись за выполнение трудовых планов. Примером здесь выступает известное АО «ОДК-Авиадвигатель», чей 80-летний юбилей со дня создания страна отметила в ушедшем декабре. Благодаря отчету пермяков вглядимся еще раз в историю славных поколений этого коллектива, оценим дела нынешних моторостроителей.

Пермская научная и конструкторская школа внесла уникальный вклад в теорию и практику мирового двигателестроения. Классикой проектирования стали: поршневой АШ-62ИР, первый двухконтурный двигатель Д-20П (для Ту-124), первый вертолетный двигатель со свободной турбиной Д-25В (для Ми-6, Ми-10, Ми-10К), первая электронная система управления двигателем, высоконапорный компрессор, высокотемпературные турбины.

Сегодня АО «ОДК-Авиадвигатель», входящее в состав Объединенной двигателестроительной корпорации, это конструкторское бюро, разработчик газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения, которое за 80 лет своей деятельности разработало более 70 типов двигателей, из которых 41 тип (60%) производился серийно.



Пермскими поршневыми двигателями конструкции Аркадия Швецова оснащались самолеты Ла-5/7, И-15/16, Ту-2, Ту-4, Ту-14, Ил-14, Ан-2, вертолеты Ми-4, Як-24. Пермскими газотурбинными двигателями конструкции Павла Соловьева оснащались самолеты Ту-124, Ту-134, Ил-62М, Ту-154М, Ил-76 и его модификации.

Важнейшим достижением российского авиапрома был и остается двигатель четвертого поколения ПС-90А для пассажирских и транспортных самолетов типа Ил-96, Ту-204/214, Ил-76ТД-90. Воздушная техника с двигателями семейства ПС-90А находится на вооружении авиакомпаний России и зарубежья: «Волга-Днепр», Red Wings, Silk Way Airlines, Cubana и др. Пермские двигатели установлены на самолетах специального летного отряда «Россия».

Ныне «ОДК-Авиадвигатель» – головной разработчик двигателя нового поколения ПД-14 для самолета МС-21-310. По масштабам и сложности технических, технологических, экономических задач в области авиационного двигателестроения создание ПД¬-14 обрело масштабы грандиозного проекта России. В 2018 году двигатель получил Сертификат от Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), что подтверждает соответствие ПД-14 нормам летной годности, экологическим мировым стандартам и свидетельствует о его готовности к установке на самолет.



Впервые в истории отечественного моторостроения КБ в 2018 году начало разработку семейства двигателей большой тяги на базе унифицированного газогенератора. С его рождением Россия вернется на рынок пассажирских и транспортных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов.

В трудовой летописи коллектива свое достойное место заняли и газотурбинные двигатели промышленного назначения. С 1992 года «ОДК-Авиадвигатель» разработал и внедрил в серийное производство ГТУ для энергетики, транспорта газа и нефти мощностью 2.5, 4, 6, 10, 12, 16 и 25 МВт.

Среди значимых разработок последних лет – малоэмиссионная камера сгорания (МЭКС) для промышленных турбин, снижающая уровень эмиссии вредных веществ до норм ГОСТ 29328-92. По заказу ПАО «Газпром» в пермском КБ начаты работы по созданию двигателя промышленного назначения с малоэмиссионной камерой сгорания на базе газогенератора ПД-14 номинальной мощностью 12 МВт.

Отметим, что оборудование разработки «ОДК-Авиадвигатель» участвует в значимых проектах: «Северный поток», «Сила Сибири», «Ямал» и др. Пермское КБ первым среди поставщиков газотурбинного оборудования внедрило сервисное обслуживание энергоагрегатов с оплатой за фактически отработанный машино-час.

На сегодня на объектах ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз», ООО «Башкирская генерирующая компания», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «НОВАТЭК» и др. предприятий ТЭК России действует более 1000 промышленных газовых турбин. Их суммарная мощность составляет 12 819 МВт, суммарная наработка приближается к 30 млн часов.



Добавим также, что оборудование «ОДК-Авиадвигатель», работающее на попутном нефтяном газе, обеспечивает его рациональное использование и помогает заказчикам выдерживать установленные экологические нормы.

Важнейшим фактором достижения проектного КПД, надежной эксплуатации и полной выработки ресурса генерирующего оборудования является качественная подготовка топливного газа. Мы горды тем, что в этой области давним партнером «ОДК-Авиадвигатель» является Группа компаний ЭНЕРГАЗ.

Напомним, что 212 дожимных компрессорных станций и блочных пунктов подготовки газа «ЭНЕРГАЗ» снабжают топливом 187 энергоагрегатов (совокупной электрической мощностью 6,49 ГВт) от ведущих российских и зарубежных производителей. При этом 22 технологические установки обеспечивают топливным газом 27 турбин от «ОДК-Авиадвигатель».



Пожелаем же этому коллективу нового десятилетия профессиональных достижений, неувядающего конструкторского вдохновения, инженерного таланта, технологической точности и щепетильности, то есть высочайшего качества работы, достойного легендарной истории «ОДК-Авиадвигатель».


Предыдущая новость Вернуться к списку Следующая новость